«Яндекс»: история успеха инновационной компании

Опубликовано: 15 октября 2012 г.
«Яндекс»: история успеха инновационной компании

 

«Яндекс» — российская ИТ-компания, владеющая одноимённой системой поиска в Сети и интернет-порталом. Название можно трактовать как сокращение от «Yet another indexer» («ещё один индексатор») или как «Языковой iNDEX». Поисковая система «Яндекс» является седьмой среди крупнейших поисковых сайтов мира по количеству обработанных поисковых запросов.

Зарегистрирована компания в России как ООО «Яндекс», 100 % уставного капитала которого владеет зарегистрированное в Нидерландах акционерное общество Yandex N.V. Основные акционеры Yandex N.V.: Аркадий Волож (19,77 % голосующих акций), Илья Сегалович (4,15 %), фонды Baring Vostok Private Equity Funds (25,97 %), Сбербанк, имеющий «золотую акцию». Количество сотрудников компании превышает 3000 человек.

В 1988 году предприниматель и программист Аркадий Волож основал фирму CompTek, продававшую персональные компьютеры и занимавшуюся автоматизацией рабочих мест. Также Волож интересовался алгоритмами обработки данных, и его заинтересовала возможность написания приложения, которое могло бы осуществлять поиск информации в больших объёмах текста, учитывая морфологию языка. Совместно со специалистом по компьютерной лингвистике Аркадием Борковским он основал в 1989 году компанию «Аркадия». После 1990 года сотрудники «Аркадии» написали информационно-поисковые системы «Международная классификация изобретений» и «Классификатор товаров и услуг». В последующие три года они продавались НИИ и патентным организациям. В эти годы в команду присоединился школьный друг Воложа программист Илья Сегалович.

В 1993 году «Аркадия» стала подразделением CompTek. В том же году была создана программа для поиска на жестком диске компьютера. Программу назвали «Yandex». Сотрудничая с Институтом проблем передачи информации, CompTek создала словарь с поиском, который учитывал морфологию русского языка. В 1994 году был создан «Библейский компьютерный справочник».

В 1995 году было принято решение об использовании поискового приложения для сети Интернет. Сначала оно работало с ограниченным числом ресурсов, а позже со всем русскоязычным сегментом Интернета.

Официально поисковая машина Yandex.Ru была анонсирована 23 сентября 1997 года на выставке Softool.

К концу 1999 года Рунет вырос на порядок, как в объёмах текстов, так и в количестве пользователей. Yandex создал нового поискового робота, который позволил оптимизировать и ускорить обход сайтов Рунета. Помимо уже имеющихся возможностей, таких как:

- Проверка уникальности документов (исключение копий в разных кодировках);

- Учёт морфологии русского языка (в том числе и поиск по точной словоформе);

- Поиск с учётом расстояния (в том числе в пределах абзаца, точное словосочетание);

- список найденных серверов;

- поиск в заданном диапазоне дат;

- сортировка результатов поиска по времени последнего изменения.

У пользователей появились новые возможности:

- Поиск по разным зонам текста (заголовкам, ссылкам, аннотациям, адресам, подписям к картинкам).

- Ограничение поиска на группу сайтов, поиск по ссылкам и изображениям.

- Выделение документов на русском языке.

В 2000 году от CompTek была отделена новообразованная компания «Яндекс», генеральным директором которой становится А. Волож. Яндекс начал продавать георекламу — приоритетное размещение в справочнике организаций на Яндекс. Картах и в поиске. Была запущена программа инвестиций в российские и зарубежные стартапы — Яндекс. Фабрика.

С 2004 по 2010 года компания финансировала гранты на исследования молодых учёных по тематике информационного поиска в виде конкурса «Интернет-математика».

С октября 2009 года Яндекс совместно с Microsoft Research проводит в своём московском офисе цикл научных семинаров по информационному поиску и анализу данных для всех желающих.

Основным и приоритетным направлением компании является разработка поискового механизма, но за годы работы «Яндекс» стал мультипорталом. В 2011 году «Яндекс» предоставляет более 30 сервисов. Самыми популярными являются: Яндекс.Картинки, Яндекс.Почта, Яндекс.Карты, Яндекс.Новости, Яндекс.Погода и другие.

Главный офис компании находится в Москве. У компании есть офисы в Санкт-Петербурге, Екатеринбурге, Новосибирске, Одессе, Симферополе, Киеве, Казани, Ростове-на-Дону и Стамбуле. В середине июня 2008 года компания объявила об открытии Yandex Labs — офиса в США, в штате Калифорния.

24 мая 2011 года «Яндекс» осуществил первичное размещение акций на американской бирже NASDAQ. В ходе размещения было продано 52,2 млн акций класса «А» по цене 25 долларов за акцию, за счёт чего было выручено около $1,3 млрд (из них примерно треть будет использовано самой компанией, а остальное — пойдёт акционерам, продавшим свои акции). С учетом того, что у банков-организаторов IPO есть опцион на дополнительный выкуп акций, объём размещения составляет $1,43 млрд, а в свободном обращении окажется 17,6 % акций «Яндекса». Предварительно бизнес компании был оценён в диапазоне от $6,4 млрд до $7 млрд, по итогам IPO оценка компании составила $8 млрд. После первого дня торгов цена акций «Яндекса» выросла ещё на 42 %, а капитализация компании достигла $11,4 млрд.

20 сентября 2011 года «Яндекс» вышел на поисковый рынок Турции — запустил соответствующий портал и открыл офис в Стамбуле. Турецким пользователям доступны поиск, почта, новости и другие сервисы «Яндекса».

По состоянию на 30 июля 2011 года, согласно рейтингу Alexa.com, по популярности сайт yandex.ru занимает 22 место в мире и 1 место в России.

 

Olekseev - Бизнес