Кирилл Рожковский - Конференция в расширенной реальности

Опубликовано: 08 февраля 2013 г.
Кирилл Рожковский - Конференция в расширенной реальности

Конференция в расширенной реальности

Мы запускаем серию материалов, в которых будем рассказывать о типичных проблемах, с которыми сталкиваются молодые компании. Идея в том, чтобы находить по-настоящему интересные стартапы и давать им слово. Начнем с резидентов нашего «Рейтинга стартапов», участники которого и попадают туда по принципу интересности и перспективности. Первый герой – Omyconf! – продвинутый сервис для организаторов деловых мероприятий, позволяющий создавать для участников «разовую» многофункциональную виртуальную сеть. Продукт довольно сложный и лидер компании Кирилл Рожковский рассказывает, как они выводят его на рынок.

Как появился Omyconf!?

Началось все лет пять назад. Я тогда ломал голову, какой проект предложить одному своему знакомому инвестору – мне очень хотелось с ним поработать. Так у меня родилась идея сделать сервис, который позволял бы пользователям разных социальных сетей знакомиться и общаться в офлайне. Ты вышел из своего аккаунта, вообще из компьютера, пошел на улицу – и все, ты не в сети. Но ведь интерес общаться у человека всегда есть. Технически сервис должен был выглядеть как приложение, которое посредством bluetooth могло бы показывать человеку, находящемуся в каком-то помещении, кто рядом, указывать на какие-то пересечения с другими людьми в социальных сетях и т.д. В общем, замысел состоял в том, чтобы стать «удлинителем» между соцсетями – коммуникационной кроссплатформой. Ты из Mamba, я из «ВКонтакта», но мы можем видеть друг друга.

Вы сделали это приложение в итоге?

Нет, дошли до этапа проработанной концепции. В 2008 году случился кризис и все заглохло. Параллельно, кстати, еще одни ребята делали очень похожий сервис Vtolpe, но объединяться они с нами не захотели и в итоге он у них не «взлетел». Еще я пытался продать идею Mamba – она им понравилась, но они посчитали, что уровень проникновения интернета в мобильную среду не достаточно высокий – это было почти пять лет назад. В общем, на какое-то время я забыл про это. А в 2009 году случайно попал на какой-то стартаперский конкурс в Нижнем Новгороде. Я тогда только «вытащил руки» из WapStart – деньги и время свободное были, хотелось чего-то нового. И вот там я увидел ребят, которые защищали свой проект, и он был очень похож на тот мой, старый. В итоге мы пообщались и решили действовать вместе. Идея, правда, претерпела изменения: изначально я представлял себе этакий браузер расширенной реальности, но это было очень сложно реализовать, в том числе и потому, что нужно было завести в сервис огромное количество пользователей.

Да и технологически это непростая штука.

Это как раз нас не пугало. Поначалу-то я вообще собирался делать сервис с помощью bluetooth – никаких 3G и 4G тогда не было. «Андроидов», опять же, не было, да и «айфонов» было мало. Когда мы с ребятами встретились, как раз только начался тренд со смартфонами. Но мы не могли ждать – надо было на что-то жить и развиваться. Так возникла мысль реализовать идею в рамках деловых мероприятий. Там все условия сходятся воедино: люди в одном месте, технически продвинуты и им интересен networking. Собственно, так и появился Omyconf! – я им загорелся и стал развивать эту часть проекта, а партнер вторую – более массовую. Правда, через два месяца мы разошлись в понимании и разбежались, оставшись каждый при своем. Это был ноябрь 2009 года.

Что было дальше?

Дальше все довольно быстро развивалось. У меня был план создать офис разработки в Киеве и уже несколько человек на примете. В итоге я нашел менеджера, и мы пустились в «плавание». В июне 2010 года «сделали» первое мероприятие. В начальной итерации мы реализовали возможность общения между пользователями, управление и планирование программой конференции. Еще был мобильный сайт и мобильное приложение на JavaME и WinMobile. Осенью появилось приложение для «андроида», весной 2011 года – для «айфона».

А кто ваша целевая аудитория? Организаторы или пользователи?

И те, и другие. Наша модель b2b2c. Без организаторов мы не можем добраться до посетителей мероприятий. Но сервис-то нужен именно последним.

Но развитие шло, насколько я знаю, не совсем просто?

Это как сказать. С июня 2010 года Omyconf! поработал на 40 с чем-то мероприятиях – в том числе на TechCrunch Moscow 2011 и IEDC в Киеве. И мы сделали два больших вывода: во-первых, пользователям продукт нравится – мы действительно даем им нужный сервис. Во-вторых, организаторы тугие, им удобство посетителей, в основном, до лампочки. А вот их косты и, тем более, продажи – те самые больные точки, за которые они готовы платить. Выход виделся в двух вещах: а) мы делаем для организаторов решение, которые закрывает весь жизненный цикл ивента, начиная прямо с регистрации участников или даже с лидогенерации, и б) отвязываем участников от организатора и даем возможность пользоваться сервисом на любом мероприятии. А также помогаем им в целом решить задачу «куда пойти».

Самое время поговорить, как за это время менялся продукт.

Изначально это был некий урезанный CMS. В систему можно было загружать программу мероприятия, список посетителей, давать всем возможность переписываться, назначать встречи и создавать «личную программу». Организатор еще мог получать статистику, «пушить» участников анонсами и т.д.

Чтобы было понятно – ваш продукт это, грубо говоря, социальная сеть.

Да, «единоразовая» сеть со сроком жизни максимум месяц до ивента (если он большой), непосредственно на нем и неделю-две после. Во время поиска первых внешних инвестиций (запускался я сервис на свои) известный бизнес-ангел Павел Черкашин указал, что если мы не придумаем что-то кроме прямых продаж, то проект будет плохо масштабироваться до действительно больших и интересных для VC размеров. Замечание крепко засело мне в голову, и я много думал, как можно решить эту задачу. В итоге, наложившись на опыт общения с клиентами и пользователями, эти мысли привели к пониманию, что надо «открывать» сервис: чтобы человек мог прийти на сайт, а там уже был календарь деловых мероприятий, который могли бы пополнять и организаторы, и обычные люди. Те, кто идет на конференцию, если она есть в этом списке, сразу могли бы пользоваться основной функцией – знакомством и общением с другими участниками. В перспективе – и программой, которая может краудсорситься, и твиттер-трансляцией. При этом организатор не имел бы к этому никакого отношения вообще. По моей задумке люди сами начнут их вовлекать – организатору ведь выгодно управлять этой историей.

Новая концепция сработала?

Мы ее только недавно запустили, пока рано делать выводы. Но я не договорил – есть еще важное изменение. Мы в итоге пришли к тому, что сделали CMS, которая закрывает практически полный цикл мероприятия – платформа, решающая специфические задачи ивент-менеджмента. Сюда входит и сайт конференции со всеми особенностями, электронная регистрация, набор сервисов на самом ивенте, о котором я уже говорил. И все это доступно еще и в мобильной версии, то есть организаторы закрывают решением еще одну большую и «трендовую» в России тему – «мобилизацию» своего контента.

Можно ли по отдельности эти сервисы покупать? А то, наверное, дорого.

Можно, но в том и дело, что, подключаясь ко всем сервисам у нас, ты экономишь. Весь «набор» стоит в районе $2000. За одну только регистрацию обычно берут в 3-4 раза больше. Причем у нас все автоматизировано, а там к тебе придут две девочки, которые все будут делать вручную. А тут ты получаешь другие фичи, возможность управлять ивентом в «цифре» и статистику.

Ты упоминал про выход на Запад. Можно подробнее?

После опыта запуска WapStart, когда мы три года раз за разом обходили российских рекламодателей и максимум, что получали – это пилотные запуски на несколько тысяч долларов, а на Западе при этом как на дрожжах росли AdMob и другие сети, я решил, что свой следующий стартап буду делать сразу с прицелом на глобальный рынок. Потому что даже с самой «узкой темой» на нем можно собрать сотни и тысячи клиентов. Причем платящих.

В общем, СНГ я рассматривал исключительно как песочницу для проверки моделей и набивания шишек: «вот мы тут потестируем, а потом уже с этим опытом пойдем дальше». Конкретного плана, не говоря уже об опыте, не было – только желание. Уже сейчас, после шести недель в финском акселераторе Startup Sauna и недели с ними же в Долине, я хорошо понимаю, что действовать надо было совершенно по-другому. Тем не менее, сегодня есть намного более детальное понимание, чем два года назад, что нужно делать для выхода в Штаты. Хочется начать именно оттуда. И самое главное: общение с европейскими организаторами, которое удалось организовать во время поездки в Сауну, показало, что мы в нашем текущем виде – я про функционал и внешний вид – отвечаем их запросам. Впрочем, как и наши планы по развитию сервиса. В частности, народ оценил возможность с нашей помощью делать мероприятие «гибридным», то есть объединять на нем физически присутствующих людей и тех, кто участвует удаленно. Все для коммуникации между участниками, докладчиками и организаторами и работы с контентом у нас уже есть. Добавить видеотрансляцию – и вот оно, будущее. Его можно будет монетизировать – за счет тех, кто участвует удаленно, и тех, кто будет покупать доступ к inventory, созданному во время мероприятия, после его завершения.

Я так понимаю, одна из сложностей как раз в том, что организаторам нужно «драйвить» ваш сервис.

Это правда. Более того, если конкретный человек воспринимает это как нагрузку, то он может даже саботировать. Ну, тут уже вопрос мотивации организатора.

И все-таки, не было ощущения, что это все-таки слишком сложная штука для организаторов?

Было. И мы постоянно работаем над тем, чтобы сделать ее проще, без урезания функционала, а через правильное фокусирование в интерфейсах. Тем не менее, есть, например, SalesForce, которую я сам с трудом осилил – а бизнес разбирается. Это вопрос мотивации и востребованности. Десять лет назад корпорации делали сайты на коленке и потом забывали про них, а потом поняли, что их все равно надо поддерживать.

То есть ваша задача сейчас презентовать новую версию как возможность сэкономить, а не просто набор прикольных фич?

Что-то вроде того. Мы действительно, очень здорово режем им «косты» за счет того, что берем весь цикл на себя. Особенно это касается больших мероприятий.

Кстати, вы только на большие и рассчитываете?

Изначально нацеливались на средние и относительно небольшие – для Запада это ивенты от 200 до 2000 участников. Но когда сменили концепцию, стало понятно, что и для мероприятий от 50 человек мы тоже можем быть полезны. Не networking-функцией, а лидогенерацией и управлением контентом.

Я тебя слегка увел от темы с Западом. Вы считаете, у вас есть шансы?

Да, мы сейчас в выгодной позиции, с точки зрения технологий и функционала мы более чем «на уровне». А проекты с похожей на нашу модель вообще по пальцам пересчитать и они стартанули позднее. Вот израильский Bizzabo, например. Нам надо подтянуть дизайн, это правда, и мы над ним работаем. Глобально задача сейчас такая: создать стандарт для мировой ивент-индустрии. Все те действия, о которых я рассказывал – открытая универсальная платформа, понятные носители и т.д. – на это направлены. Осенью сделаем виджеты, с помощью которых организатор сможет интегрировать наши сервисы в свой сайт, откроем API, чтобы люди могли писать свои мобильные приложения, и управление программой конференций без организаторов и плотно займемся наполнением календаря мероприятий. По разным оценкам, их каждый год проходит от 500 до 700К по всему миру. Хочу, чтобы через год у нас в базе было не меньше 100К.

Поиски инвестора под эти амбициозные задачи продолжаются?

Да, мы в процессе. Пока ищем здесь, так как «там» никто без «тамошнего» trackrecord денег нет даст. А потом уже будем искать за пределами страны – на масштабирование

 

Olekseev - Бизнес

По материалам http://firrma.ru